Урок русского языка

 

Тема урока: Неопределенная форма глагола.


Цели урока: исследовать, чем отличается глагол в неопределенной форме от остальных глаголов, обогащать словарный запас уч-ся, повышать интерес к изучению русского языка; развивать монологическую речь уч-ся; показать красоту цветов, воспитывать чувство бережного отношения к красоте окружающей природы.


Оборудование: предметные картинки, изображение цветов радуги, компьютер, карточки с заданием, фрагмент «Вальса цветов» Чайковского, таблица.


Ход урока.
 

I. Организация учащихся.


(Звучит фрагмент произведения Чайковского «Вальс цветов» .)
Послушайте фрагмент «Вальса цветов» Чайковского и дайте музыке цветовую оценку.

Инсценировка.

Красный - Я - гвоздика, Я - сердце.
Оранжевый - Я - морковь, Я - заря.
Желтый - Я - солнце, - Я - пшеница.
Зеленый -Я- трава, Я - лес.
Голубой - Я - небо, Я - глаза.
Синий - Я - колокольчик, Я - море.
Фиолетовый - Я - баклажан, Я - сирень в цвету.
Я слышу в ваших оценках спор цветов.
Какой цвет должен преобладать?
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным -
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным.

(Картинки природы на экране).

 

 

На уроке русского языка мы продолжим исследовать глагол и прикоснемся к этому удивительному миру цветов.

 

II. Индивидуальная работа.

 

(Фронтальная работа с классом.)

а) Индивидуальная работа (в парах, у доски).
Задание №1.
Вставить окончание.
Встал весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем, взмахнул золотым рукавом. Засверкал на земле маленькие желтые огоньки одуванчика.
Налетел зима. В траве блестел миллионы маленьких солнышек. Запорошил она снегом веселые огоньки и ушл на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье щеголяют, а потом белую пушистую шубку надевают.
Задание №2.
Подчеркнуть глаголы, указать число, время.
В цветнике цветет розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское
утро. На ее лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки.
Вокруг все так прекрасно! Всё обдувается свежим утренним ветерком. Лучи
сияющего солнца падают на лепестки розы. Роза долго будет разливать
вокруг тонкий свежий запах.
Задание №3.

Разобрать по составу: играла, рассказала, весёлый, повозке.
б) Фронтальная работа. (экран).

Цвет - общеславянское слово, восходящее к родственному латинскому слову
κυίtet - сверкает, сияет, блестит.

Озвучьте эти слова.
Предложения колечки (II - части речи).
На экране - таблица № 1.

Проверка заданий 1,12.
Экран (цветы одуванчика, розы).
Консультант проверяет задание №3.
(На экране). Внимательно прочитайте слова на экране. Что их объединяет?

Разделите их на группы по двум признакам. Отъехал, прочитает, благоухать, чувствуют, засмеется, празднуют, съел. Какие группы получились.
Отъехал, съел - отвечают на вопрос Что сделал?
Прочитает, засмеется - отвечают на вопрос Что сделает?
Празднуют, чувствуют - отвечают на вопрос Что делают?
Стоят в форме настоящего времени, орф. непроизн. согласная.
(Экран) - благоухать.

Какое слово лишнее?
Ставим над этим словом знак вопроса.
Что это за глагол?
Благоухать - глагол, у которого нельзя определить время, число.

 

III. Постановка темы урока.

 

Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем чем они отличаются от других глаголов.

 

IV. Чистописание.

 

Чтобы красиво записать глагол «благоухать» в тетрадь, проведем минутку чистописания.
    1. Назовите безударные гласные в этом слове.
Составьте свои «цепочки» из этих букв и пропишите.
Можно ли проверить эти безударные гласные?
а - благо - хороший;
о - соединительная гласная между двумя корнями.
Прочитайте слово орфографически. Запишите в тетрадь с вопросом. (Что делать?/ благоухать).

 

V. Знакомство с новым материалом.

 

Наблюдение над глаголом «благоухать».
Почему глагол благоухать оказался лишним, не попал в одну из трех групп.
Нельзя определить время, число.
Он неопределенной формы.
На какой вопрос отвечают глаголы в неопределенной форме?
Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?
(Экран)

    2. Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Записать глаголы в неопределенной форме,
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их. Это суффиксы - ть, - ти, -чь. Правило дополняется.

Экран.

    3. Чтение вывода по учебнику.
Как вы будете отличать глаголы в неопределенной форме? Могу я убрать знак вопроса, поставленный в вначале урока? Благоухать - глагол неопределенной формы.
    4. Выполнение упр.№ 413. Стр. 181.
    5. Работа с деформированным текстом.
Составить предложения.
1) лесу, тенистом, ландыш, в, растет, влажном.
2) росы, легли, капельки, на, цветка, листочки, душистого.
3. колокольчики, приятно, белые, на, смотреть.
4. эту, сохрани, красоту, для, людей.
Строчку пропустить, записать предложения,
1. Комментировать.
2. С проговариванием.
3. Самостоятельно.
Прочитайте, что у вас получилось?
Что вы записали текст.
Как можно озаглавить этот текст?

Сохрани эту красоту!
Прочитайте предложение. Дайте ему характеристику. Какую грамматическую работу можно задать этому предложению? Разобрать по членам, по частям речи, составить схему, выписать словосочетания, выделить орфограммы.
I ряд - разобрать по членам, составить схему.
II ряд - разобрать как часть речи В тенистом.
III ряд - выделить и объяснить орфограммы,
(на экране ландыши).

О ландыше народ создал множество легенд.
Послушайте одну из них.
(музыка)
Юноша по имени Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы его превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды в алый цвет.
Вот такая красивая история.

 

Подведение итогов.

 

Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что вы узнали о неопределенной форме глагола?
А теперь каждый из вас дожжен оценить, на какой ступеньке знаний вы находитесь.
(Доска)
Цветы, как люди, на добро щедры
И, щедро, нежность людям отдавая
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье оно для дальнейшего пути главнейшее условие.
(Экран.)

Домашнее задание: по выбору упр.
Музыка. Сочинить сказку о ландыше.
 

Ступеньки знаний.
 

 

 

 

 

В начало

Hosted by uCoz